Международная деятельность

Цели и задачи отдела в сфере международной деятельности

Миссия МАГУ, реализация интересов РФ в Евро-Арктическом регионе с помощью гуманитарного образовательного и научно-инновационного потенциала, неразрывно связана с осуществлением международного сотрудничества как основы устойчивого развития региона.

Отдел научной работы и международного сотрудничества является структурным подразделением МАГУ, обеспечивающим организацию международной деятельности Университета. Основной целью деятельности является устойчивое развитие научно-образовательной политики Университета в сфере российской и международной академи­ческой мобильности, проектной деятельности преподавателей и студентов в целях повы­шения качества образовательного процесса в целом и эффективности реализации Болон­ского процесса в МАГУ.

Миссия отдела, главным образом, связана с раскрытием трансграничного потенциала Университета и реализацией принципов Болонского процесса. Данная миссия определяет инновационную значимость подразделения, проявляющуюся во всех стратегически важных направлениях его деятельности, включающих в себя:

  1. В области научно-исследовательской деятельности:

    • международный проектный менеджмент;
    • проведение совместных научных исследований;
    • проведение научных конференций и семинаров;
    • сотрудничество в области редакционно-издательской деятельности;
  2. В области образовательной деятельности:

    • академическую мобильность преподавателей и студентов;
    • разработку совместных программ бакалавриата и магистратуры.
  3. В сфере социальнокультурной деятельности — популяризацию культуры и языка России и стран-соседей.

Научно-исследовательская деятельность

Международный менеджмент в МАГУ

Международный менеджмент в МАГУ осуществляется Центром международных проектов и программ, являющимся структурным подразделением ОМС, совместно с учебно-научными подразделениями вуза (институтами, факультетами, кафедрами), планово-финансовым отделом, управлением бухгалтерского учета, хозяйственно-эксплутационным управлением вуза.

Потенциал подразделения в первую очередь значим в аспекте реализации международного менеджмента в вузе: сотрудники Центра обеспечивают координацию международных проектов в МАГУ, проводят консультации для профессорско-преподавательского состава по вопросам выбора фондов для финансовой поддержки проектов, составления проектных заявок. Отметим, что все проекты, реализуемые в Университете, направлены на решение проблем в области трансграничного партнерства в пространстве Севера, как в социокультурной сфере, так и в сфере естественно-научной проблематики.

Наиболее значительными из них являются:

  • «Частно-государственное партнерство в области туризма в Баренцевом регионе» — проект, реализуемый учеными Норвегии, Финляндии, Швеции и России, нацеленный на развитие туристической отрасли в северных регионах четырех стран (грант программы «ENPI Коларктик»);
  • «BCBU: Баренцев трансграничный университет», международный проект, целью которого является развитие Баренцева региона за счет подготовки квалифицированных специалистов в рамках международных магистерских программ в сфере социальной работы, здравоохранения, юриспруденции, экологии и информационных технологий (грант программы «ENPI Коларктик»);
  • «Сетия. Прибрежная среда, технологии и инновации в Арктике» — российско-шведско-норвежский проект, направленный на улучшение экологии приграничных регионов (грант программы «ENPI Коларктик»);
  • «Молодые инновационные предприниматели» — международный проект, нацеленный на создание широкой системы поддержки реализации новаторских идей молодых предпринимателей в Баренцевом регионе (грант программы «ENPI Коларктик»);
  • «Школа для всех: развитие инклюзивного образования» — российско-финский проект, нацеленный на создание мультикультурной образовательной среды и расширение возможностей школ в обучении лиц с особыми образовательными потребностями (грант программы «ENPI Коларктик»);
  • «ArctiChildren InNet: Дети Арктики (расширение прав и возможностей электронного здравоохранения в школах в Баренцевом регионе) — российско-финско-шведский проект, целью которого является улучшение общего состояния здоровья школьников, в т.ч. физического, психологического, эмоционального, социального и духовного здоровья и благополучия, а также благополучия, безопасности и культурной индивидуальности в Баренцевом регионе через информационно-коммуникационные технологии (грант программы «ENPI Коларктик»).

Сотрудничество с вузами Норвегии, Финляндии, Швеции в рамках исследовательской деятельности включает в себя социально-гуманитарное, естественнонаучное, экономическое, психолого-педагогическое направления, при этом абсолютной доминантой международной научной деятельности МАГУ является Баренцев Евро-Арктический регион, обладающий уникальной северной спецификой, и человек Севера в аспекте особенностей формирования и трансформаций северной идентичности.

Проведение международных конференций и семинаров

Проведение международных конференций и семинаров является неотъемлемой частью научного диалога ученых МАГУ и вузов-партнеров Норвегии, Финляндии, Швеции. Преподаватели МАГУ регулярно принимают участие в международных конференциях, проводимых университетами Рованиеми, Оулу, Нурланда, а также Университетом Тромсе — Арктическим Университетом Норвегии («Арктические рубежи», Тромсё). Норвежские, финские, шведские ученые в свою очередь также активно участвуют в семинарах и конференциях, проводимых в МАГУ («Ушаковские чтения», «Масловские чтения», «Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере» и др.).

Международные издательские проекты

Результатом совместной исследовательской деятельности ученых МАГУ и вузов стран-соседей являются коллективные монографии, сборники научных статей, учебные пособия, наиболее значительными из которых являются коллективная монография «Соседи на Севере: Россия и Норвегия — от первых контактов до Баренцева сотрудничества», подготовленная учеными МАГУ и университета Тромсе — Арктического университета Норвегии университета Тромсё; учебное пособие «Дети Арктики», успешно используемые в образовательной практике стран-партнеров.

Образовательная деятельность

Международные программы бакалавриата и магистратуры

В рамках сотрудничества МАГУ и вузов Норвегии и Финляндии в образовательной сфере ОМСиСО курирует разработку международных программ бакалавриата и магистратуры. Так, в сотрудничестве с Лапландским университетов и Университетом Оулу ведется разработка международной магистерской программы в сфере социальной работы.

В рамках сотрудничества с Университетом Тромсе — Арктическим Университетом Норвегии в МАГУ реализуется программа «Бакалавр северных исследований», по которой обучается 105 студентов. Аналогичная программа реализуется в МАГУ в сотрудничестве с Университетом Нурланда. Студенты, обучающиеся по данным программам, в результате получают 2 диплома: диплом МАГУ и дипломы соответствующих норвежских вузов.

Академическая мобильность студентов и преподавателей

Важнейшей составляющей международного сотрудничества в сфере образования является мобильность студентов и преподавателей. Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Перечислим основные из них, участником которых являлся и является МАГУ:

  • FIRST — финско-российская программа обмена, имеющая подпрограмму FIRST-SOSNET, целевое назначение которой — способствовать развитию партнерских отношений и мобильности студентов и преподавателей между северо-западной Россией и Финляндией; координатором данной программы всегда является финский вуз;
  • NORTH2NORTH — программа, координатором которой является университет Арктики, целевое назначение программы — дать возможность студентам Севера учиться по обмену в образовательных учреждениях университета Арктики;
  • ERASMUS — программа развития высшего образования в рамках Европейского сообщества, целевое назначение которой — способствовать развитию вузов в контексте единой Европы;
  • программа QUOTA — координатором программы является Норвежский центр международного сотрудничества в сфере высшего образования; программа объединяет норвежские высшие учебные заведения, которые предоставляют стипендии иностранным студентам.

По всем вышеперечисленным программам студенты МАГУ обучались на договорной основе. Информация о программах и сроках подач заявок размещается на сайтах МАГУ.

В МАГУ создана система виртуальной академической мобильности студентов: программа «Бакалавр северных исследований» была включена в учебный план факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, что позволило не только увеличить объем мобильности, но и существенно повысить показатели по внедрению систем дистанционного обучения, способствовало расширению образовательного процесса за счет использования информационных технологий, организации современных образовательных сетей в сфере непрерывного и гибкого обучения. Развивается система виртуальной мобильности преподавателей вуза.

Социокультурная деятельность

В рамках социокультурной деятельности ОМС следует отметить проведение традиционных Дней Норвегии и Финляндии в МАГУ, а также расширение возможностей вуза в преподавании норвежского и финского языков.

С декабря 2011 года в МАГУ существует система летних и зимних школ русского языка для иностранных студентов, в чем заинтересованы вузы-партнеры МАГУ. Отметим, что в рамках данного проекта иностранные участники могут не только изучать русский язык на элементарном и продвинутом уровнях, но и получают знания о наиболее значительных культурных и экономических достижениях региона, ознакомятся с музеями, достопримечательностями и рядом предприятий Мурманска и области.

С информацией о школе можно ознакомиться в буклете «Русская Арктика» и программе.

С марта 2012 года в МАГУ регулярно проводятся видеовстречи студентов МАГУ со студентами Университета штата Огайо (США), нацеленные на популяризацию русского языка и культуры за рубежом, повышение уровня владения английским языком студентов МАГУ. Данные видеомосты стали площадкой для студенческой практики в области лингводидактики, позволяют студентам осваивать информационные технологии.

Важным направлением работы ОМС считаем также деятельность в рамках государственного тестирования по русскому языку как иностранному. Так, с сентября 2011 года в МАГУ успешно действует созданный на базе ОМСиСО Центр тестирования по русскому языку как иностранному для граждан зарубежных стран: сотрудниками Центра регулярно проводится тестирование по русскому языку на прием в гражданство РФ.


Обновлено 18.11.2017