Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Общая информация

Решением Совета МГПУ от 16 июня 2001 года была образована кафедра специальной педагогики и психологии.

В 2001 году Кузьмичева Т.В. назначена на должность и.о. зав. кафедрой СПиП. В 2002 году избрана по конкурсу на Ученом совете МГПУ на должность заведующего кафедрой.

На основании решения Ученого Совета МГПУ (протокол № 10 от 16 апреля 2010 г.) кафедра специальной педагогики и психологии переименована в кафедру специальной психологии и логопедии и включена в состав Психолого-педагогического института.

Приказом ректора № 107-об от 20.03.2012 г. «О структуре ФГБОУ ВПО «МГГУ» кафедра специальной психологии и логопедии переименована в кафедру специальной педагогики и специальной психологии.

С 2013 года на должность заведующего кафедрой назначена кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна.

Цель кафедры

Цель кафедры СПиСП — подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов по профилю работы кафедры. Деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры основывается на следующих нормативных актах федерального и регионального уровней:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 301;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295м;
  • Нацпроект «Образование» (паспорт проекта утвержден 24 декабря 2018 г.);
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки бакалавриата и магистратуры Специальное (дефектологическое) образование;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
  • Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 г. № АК-44/05вн);
  • Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013г. № 768-пп/20;
  • Государственная программа Мурманской области «Развитие образования» на период 2014-2020 г.г. (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от30.09.2013 No568-ПП(вред. от06.03.2014 No110-ПП,от21.05.2014 No260-ПП,от 11.08.2014 No 417-ПП);
  • Стратегия развития ФГБОУ ВО «МАГУ» на 2015-2020 г.г.;
  • Программа развития Мурманского арктического государственного университета на 2017-2021 годы;
  • Устав ФГБОУ ВО «МАГУ» (приказ Минобрнауки России от 16.11.2018 № 969);
  • Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «МАГУ» (утверждено приказом № 845-об от 28.09.17 г.);
  • Положение об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры выпускников ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет (принято на заседании ученого совета Университета МАГУ от 20 июня 2018 г.);
  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры (принято на заседании ученого совета Университета от 30.01.2019 г.);
  • Положение о выпускной квалификационной работе в ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (принято на заседании ученого совета Университета от 30.01.2018 г.);
  • Положение о кафедре ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (принято на заседании ученого совета МАГУ протокол № 8 от 23.03.2016 г.);
  • Программа развития психолого-педагогического института ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» на 2016—2021 годы.

Основными направлениями реализации главных задач кафедры являются:

  1. Совершенствование образовательного процесса с учетом уровневой системы подготовки (в соответствии с ФГОС ВПО);
  2. беспечение качества результатов образовательного процесса (в соответствии с Программой развития ППИ на 2011-2014 гг., Программой развития образовательной деятельности Мурманского государственного гуманитарного университета на 2011-2014 гг.):

    • мониторинг результатов образовательной деятельности;
    • организация и контроль самостоятельной работы студентов;
    • создание условий для реализации личностно-ориентированных образовательных маршрутов студентов;
    • привлечение работодателей к оценке качества профессиональной подготовки;
    • привлечение практических работников к реализации основных образовательных программ.
  3. Интеграция науки и образования, обеспечение единства между образовательным процессом и научно-исследовательской деятельностью на основе различных форм участия преподавателей, аспирантов и студентов в научно-исследовательской и экспериментальной работе по направлению кафедры;
  4. Внедрение инновационных и гуманитарных образовательных технологий в учебный процесс. Совершенствование образовательных стандартов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  5. Регионализация научно-исследовательской работы с учетом образовательных потребностей региона;
  6. Совершенствование профориентационной работы кафедры;
  7. Оптимизация управления кафедрой.

В настоящее время ведется обучение студентов по направлениям подготовки:

  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия (начальное образование детей с нарушениями речи), квалификация «Бакалавр» (очная форма обучения)
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили Логопедия, квалификация «Бакалавр» (очная форма обучения)
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили Логопедия, квалификация «Бакалавр» (заочная форма обучения)
  • 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование. Дополнительное образование (инклюзивное образование)» (совместно с кафедрой педагогики)
  • 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение специального, инклюзивного образования лиц с ОВЗ», квалификация «Магистр» (очная форма обучения)
  • 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, магистерская программа «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ», квалификация «Магистр» (очная форма обучения)
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Специальное (дефектологическое) образование (очная форма обучения)

В состав кафедры специальной педагогики и специальной психологии входят:

  1. Методическая школа

    При кафедре действует методическая школа «Теория и методическое сопровождение специального, инклюзивного образования с учетом особенностей региона». Руководителем школы является кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна.

  2. Студенческая лаборатория «Инновационные технологии специального, инклюзивного образования»

    Руководителями лаборатории являются кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Кузьмичева Татьяна Викторовна.

Участие преподавателей Психолого-педагогического института в общественной деятельности

Афонькина Ю.А.

  • Координационный совет по развитию ранней помощи в Мурманской области
  • Общественный совет при Министерстве социального развития Мурманской области

Гущина А.В.

  • Общественный совет при Министерстве образования и науки Мурманской области

Кобзева О.В.

  • Общественный совет при Министерстве здравоохранения Мурманской области
  • Экспертный совет Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при Министерстве Образования и науки Российской Федерации

Кузьмичева Т.В.

  • Координационный совет по вопросам организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Мурманской области
  • Координационный совет по развитию региональной системы психологической помощи
  • Совет по инновационной деятельности в системе образования Мурманской области
  • Координационный совет по вопросам введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Мурманской области
  • Член Лиги преподавателей высшей школы

Обновлено 20.05.2019