Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Общая информация

Решением Совета МГПУ от 16 июня 2001 года была образована кафедра специальной педагогики и психологии.

В 2001 году Кузьмичева Т.В. назначена на должность и.о. зав. кафедрой СПиП. В 2002 году избрана по конкурсу на Ученом совете МГПУ на должность заведующего кафедрой.

На основании решения Ученого Совета МГПУ (протокол № 10 от 16 апреля 2010 г.) кафедра специальной педагогики и психологии переименована в кафедру специальной психологии и логопедии и включена в состав Психолого-педагогического института.

Приказом ректора № 107-об от 20.03.2012 г. «О структуре ФГБОУ ВПО «МГГУ» кафедра специальной психологии и логопедии переименована в кафедру специальной педагогики и специальной психологии.

С 2013 года на должность заведующего кафедрой назначена кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна.

Цель кафедры

Цель кафедры СПиСП — подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов по профилю работы кафедры. Деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры основывается на следующих нормативных актах федерального и регионального уровней:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании»;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 301;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295м;
  • Нацпроект «Образование» (паспорт проекта утвержден 24 декабря 2018 г.);
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки бакалавриата и магистратуры Специальное (дефектологическое) образование;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
  • Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 г. № АК-44/05вн);
  • Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013г. № 768-пп/20;
  • Государственная программа Мурманской области «Развитие образования» на период 2014-2020 г.г. (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от30.09.2013 No568-ПП(вред. от06.03.2014 No110-ПП,от21.05.2014 No260-ПП,от 11.08.2014 No 417-ПП);
  • Стратегия развития ФГБОУ ВО «МАГУ» на 2015-2020 г.г.;
  • Программа развития Мурманского арктического государственного университета на 2017-2021 годы;
  • Устав ФГБОУ ВО «МАГУ» (приказ Минобрнауки России от 16.11.2018 № 969);
  • Положение об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «МАГУ» (утверждено приказом № 845-об от 28.09.17 г.);
  • Положение об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры выпускников ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет (принято на заседании ученого совета Университета МАГУ от 20 июня 2018 г.);
  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета, магистратуры (принято на заседании ученого совета Университета от 30.01.2019 г.);
  • Положение о выпускной квалификационной работе в ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (принято на заседании ученого совета Университета от 30.01.2018 г.);
  • Положение о кафедре ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» (принято на заседании ученого совета МАГУ протокол № 8 от 23.03.2016 г.);
  • Программа развития психолого-педагогического института ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» на 2016—2021 годы.

Основные направления кафедры

Деятельность кафедры специальной педагогики и специальной психологии направлена на решение следующих задач:

  1. Реализация уровневой системы подготовки педагогических кадров по профилю кафедры (в соответствии с ФГОС ВО), а именно:

    • разработка новых ОПОП по направлению подготовки бакалавриата и магистратуры;
    • совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки по программам бакалавриата, магистратуры.
  2. Обеспечение высокого качества результатов деятельности кафедры с целью подготовки конкурентоспособного выпускника, что предполагает:

    • стратегическое и тактическое планирование деятельности кафедры;
    • мониторинг результатов деятельности кафедры;
    • обеспечение систематического контроля реализации ОПОП;
    • создание условий для систематического повышения квалификации НПР кафедры;
    • создание условий для реализации индивидуальных, личностно-ориентированных образовательных маршрутов студентов;
    • привлечение работодателей к эффективному взаимодействию на разных этапах подготовки педагогических кадров по профилю кафедры;
    • привлечение практических работников системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения к реализации образовательных программ,
    • внедрения инновационных технологий, в том числе, интерактивных, в процесс реализации ОПОП.
  3. Обеспечение интеграции науки и образования, единства между образовательной и научно-исследовательской деятельностью на основе развития:

    • различных форм участия преподавателей и студентов в научно-исследовательской работе и инновационной деятельности на базе образовательных организаций, организаций социальной защиты населения по направлению деятельности кафедры;
    • развитие деятельности методической школы кафедры.
  4. Оптимизация деятельности кафедры на основе:

    • развития взаимодействия с региональными министерствами: Министерством социального развития Мурманской области, Министерством образования Мурманской области, Министерством здравоохранения Мурманской области в рамках разработки региональных нормативно-правовых документах, партнерского участия в инновационной деятельности на региональных пилотных площадках, в экспертных советах, экспертизе программно-методических материалов педагогов, в научно-практических мероприятиях педагогической направленности;
    • мониторинга рынка труда и запросов работодателей;
    • содействия в организации целевого приема;
    • индивидуализации образовательных траекторий целевиков;
    • совершенствования учебных планов и ОПОП с учетом приоритетов и задач развития образования в регионе, а также запросов работодателей.
  5. Создание единого цикла абитуриент- студент-выпускник-молодой педагог по направлению деятельности кафедры на основе:

    • .совершенствования профориентационной работы на разных этапах профессионализации;
    • вовлечения школьников в мероприятия кафедры научно-исследовательской и социально-воспитательной направленности;
    • содействия трудоустройству выпускников;
    • сопровождения выпускника на этапе адаптации в профессиональном сообществе.
  6. Развитие научно-исследовательской деятельности кафедры, а именно:

    • активизация грантовой деятельности;
    • создание и развитие деятельности СНО и студенческих научных лабораторий;
    • создания условий для повышения уровня научных достижений студентов;
    • развитие профессиональной мобильности преподавателей и студентов;
    • создание условий для участия преподавателей в международных исследовательских проектах.
  7. Оптимизация управления кафедрой, предполагающая управление персоналом; управление деятельностью; управление изменениями, предполагающая:

    • стратегическое планирование;
    • развитие материально-технической базы;
    • мониторинг и самомониторинг условий, процесса и результата деятельности.

В настоящее время ведется обучение студентов по направлениям подготовки:

  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили Логопедия, квалификация «Бакалавр» (заочная форма обучения)
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия (начальное образование детей с нарушениями речи), квалификация «Бакалавр» (очная форма обучения)
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Специальное (дефектологическое) образование (очная форма обучения)
  • 44.03.05 «Педагогическое образование», направленность (профили) «Начальное образование. Тьюторство», квалификация «Бакалавр» (очная форма обучения, совместно с кафедрой педагогики)
  • 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование. Дополнительное образование (инклюзивное образование)» (совместно с кафедрой педагогики)
  • 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение специального, инклюзивного образования лиц с ОВЗ», квалификация «Магистр» (очная форма обучения)
  • 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР», квалификация «Магистр» (очная форма обучения)

В состав кафедры специальной педагогики и специальной психологии входит:

  1. Методическая школа

    При кафедре действует методическая школа «Теория и методическое сопровождение специального, инклюзивного образования с учетом особенностей региона». Руководителем школы является кандидат психологических наук, доцент Афонькина Юлия Александровна.

Участие преподавателей Психолого-педагогического института в общественной деятельности

Афонькина Юлия Александровна

  1. Председатель общественного совета при Министерстве социального развития Мурманской области
  2. Член координационного совета по развитию ранней помощи в Мурманской области
  3. Главный внештатный педагог-психолог Мурманской области
  4. Эксперт программы «Равенство возможностей» (Рыбаков Фонд, НФПК)

Гущина Анна Владимировна

  1. Член общественного совета при Министерстве образования и науки Мурманской области

Кобзева Ольга Владимировна

  1. Член общественного совета при Министерстве здравоохранения Мурманской области
  2. Член экспертного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при Министерстве Образования и науки Российской Федерации

Кузьмичева Татьяна Викторовна

  1. Член координационного совета по вопросам организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Мурманской области
  2. Член координационного совета по развитию региональной системы психологической помощи
  3. Член совета по инновационной деятельности в системе образования Мурманской области
  4. Член координационного совета по вопросам введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Мурманской области

Обновлено 27.01.2020